Могут ли обычные родители освоить методы Марии Монтессори и практиковать их со своим ребенком? Стоит ли ждать ощутимых результатов? Наверняка все слышали об этой популярной методике раннего развития детей. Нужно лишь структурировать все знания, чтобы больше не путать этот метод с другими.
Откуда взялась методика Монтессори?
Мария Монтессори – человек, опередивший свое время. Идя против системы, не одобрявшей образование и научную деятельность среди женщин, она сумела стать врачом, одновременно работая в детской клинике.
Идея создания методики пришла, когда Мария столкнулась с малышами с пороками развития. Эти дети получали от взрослых базовый уход: их кормили, следили за гигиеной, одевали. Монтессори подумала о том, что может заставить такого ребенка заняться продуктивной деятельностью, учиться, получать необходимые жизненные навыки. Так и появилось базовое понятие о развивающей среде, которая будет давать основную информацию о достижениях цивилизации и об окружающем мире.
Мария Монтессори, имея медицинское образование, учитывала законы естественного развития детей, интерес и склонность к познанию, присущие определенному возрасту. Если сегодня никто не сомневается в том, что обучение должно происходить в процессе игры, то в то время это было настоящей революцией в педагогике.
Результаты работы превзошли все ожидания. Группа детей, с которыми занималась Монтессори, показали лучшие результаты на экзамене, чем их ровесники из обычных школ. А ведь эти ребята имели определенные проблемы в развитии!
Позже Мария пришла к выводу, что здоровые дети теперь оказались в худших условиях, и взялась уже за них. Так начал свою работу уникальный детский дом, в котором и выстроилась система Монтессори. Были разработаны дидактические материалы для сенсорного развития, написана и опубликована книга. Метод быстро заинтересовал педагогов во всем мире. Прошло не так много времени, и теперь эта методика считается одной из наиболее действенных. В чем ее секрет?
Обучение без принуждения
Предусматривается, что во главе угла – ребенок и его интересы. Ему предлагают различные занятия, дают возможность самому выбирать темп и направление развития. Например, малышу неинтересно учить цифры или буквы, зато он любит перебирать предметы руками, изучая их на ощупь. Значит, пришло время позаботиться о фактуре, цвете, материале. Не вмешиваемся и просто наблюдаем. Отталкиваемся от интересов ребенка, верим в его потенциал. У каждого крохи – свой путь развития, и задача родителей – обеспечить его всем необходимым на данном этапе.
Уже на первом году жизни у малыша должны появиться кубики, шнуровки, рамки-вкладыши. Естественно, все игрушки будут только из натуральных материалов, приятные на ощупь и безопасные для детей.
Старшему ребенку можно предложить лабиринты, счеты, сортеры, головоломки, геометрические вкладыши. Речь идет о том, что кроха заинтересуется и захочет выполнить задание, которое предполагает та или иная игрушка. В процессе можно осваивать понятие цвета, формы, объема, учить цвета, буквы, счет. Все, что нужно ищите здесь https://akvarel-n.com.ua/.
Главные тезисы
Любая мама может практиковать методику. Что для этого необходимо?
— Активность малыша. Доверяйте ему и двигайтесь вперед в том темпе, который ему наиболее удобен;
— свободный выбор. Позволяйте детям самостоятельно выбирать задания, уважайте личность;
— природность. Не старайтесь ускорить процесс, не навязывайте ребенку то, к чему он еще не готов. Развитие должно быть не ранним, а своевременным;
— самостоятельность. Пусть малыш сам принимает решения, делает выводы, отвечает за последствия;
— заинтересованность. Ваша задача – показать крохе, как интересно узнавать новое, что-то исследовать;
— старшие обучают младших. В общении с другими детьми ребенок наблюдает, обучается, незаметно приобретает новые умения и навыки. Дома речь идет о старших и младших братьях и сестрах. В саду методика предусматривает разновозрастные группы детей;
— определенное окружение. Важно, чтобы вокруг малыша были не только игрушки, но и настоящие вещи. Это воспитывает ответственность, приучает к порядку и дисциплине;
— без критики. Можно делать все не идеально, не так, как ожидается. Каждый имеет право на ошибку;
— все проявления хороши. Не бывает единственно правильного варианта решения задачи, любые действия, чувства и эмоции заслуживают уважения. Всегда есть смысл узнавать новое и искать другие пути.