Ирина Стороженко училась режиссуре у Алексея Учителя, сняла яркий дебютный фильм «Шедевр» о поисках самой счастливой женщины на земле и отправилась продолжать учебу в Лос-Анджелес. Звучит сложно, на деле — еще сложнее.
Выбор
Изначально я хотела стать журналистом, но вовремя поняла, что это не командная игра. А я бывшая спортсменка и знаю, что в команде можно добиться намного большего. Поэтому — режиссура. Я поступала в 17 лет и только к пятому курсу поняла, что вообще хочу снимать. В России пять лет училась во ВГИКе у Алексея Учителя, сейчас почти год учусь в Лос-Анджелесе в American Film Institute (AFI). Изначально приехала в Америку присматриваться, вообще без языка, долго и тщательно учила английский, сдала тесты, прошла собеседование с дикими нервами и поступила.
Masterpiece / Шедевр (eng subs) from Festagent on Vimeo.
«Шедевр»
Мой дипломный ВГИКовский фильм «Шедевр» — про полную женщину. То есть посвящен теме, которой в российском кино в принципе нет. Идея сценария была вдохновлена рассказом Рея Брэдбери «Человек в картинках», но сюжет и развязка у меня совсем другие. Меня волновало то, что в России нет полных актрис. В США я вижу самых разных актрис, а моей поступавшей во МХАТ подруге в свое время чуть ли не с порога сказали «Похудей, а потом приходи». А она оперная певица, которой худеть-то не нужно. В России я постоянно встречалась с таким очень узким понятием красоты.
«Обычная история»
В то же время я не скажу, что в США все прекрасно. Только что я сдала свой новый учебный проект — фильм «Обычная история» (The regular story), где высказываю не самые популярные в Штатах мысли на щекотливую тему сексальных домогательств. Про то, что когда ты надеваешь мини-юбку и глубокое декольте, то понимаешь, что будешь привлекать внимание мужчин. Скажем так: дискуссия со зрителями после показа была намного продолжительнее, чем сам фильм. Получилось провокационно, и это хорошо. Значит, начнется диалог, люди буду думать. В США свои стереотипы и табу, в которых мне еще только предстоит разбираться.
Дискриминация
Но то, чего там точно нет, это возрастной дискриминации. Самый частый вопрос, который я слышала на российских площадках: «Девочка, а сколько тебе лет?». Потом меня узнавали, понимали и принимали, но первая реакция у всех была одинаковая: «соплячка пришла нас тут учить». А в Штатах, наоборот, все внимание обращено на молодые таланты, которые фонтанируют идеями и готовы работать на износ. Мы, в России, кстати тоже готовы работать. Алексей Учитель так нам и говорил: «Не спите, не ешьте, снимайте и монтируйте». Так и жили весь учебный процесс.
Монархия
На российских площадках я также часто сталкивалась с абсолютной монархией: «Режиссер — царь». Но это далеко не так. Если ты режиссер, то ты в первую очередь командный игрок, который не позирует, а управляет, выстраивает, живет и дышит фильмом.
Унисекс
Я понимаю, что существует очень много стереотипов о девушках-режиссерах. И да, я тоже сталкивалась с режиссерами-«кисулями», которые не снимают, а «играют режиссера». Особенно это касается известных актрис, которые вдруг решают снять свое кино. Но это вовсе не означает, что все девушки с камерами такие. Нет, нам действительно есть что сказать и показать, и да, мы знаем, как это сделать. Главное дайте нам возможность.
Все сводится к тому, насколько конкретные люди подходят друг другу на площадке. Мой московский продюсер, например, очень эмоциональная женщина. Мы ссоримся, спорим, но всегда приходим к общему знаменателю. Она как мое второе «я». Я поняла одно: с женщинами классно работать тогда, когда у них есть яйца. Вообще если ты профессионал, то уже не важно, какого ты пола.
Фестивали
Мир фестивалей — отдельная вселенная. Помню, я сидела на одном из фестивалей, смотрела все эти медитативные тихие фильмы и не понимала, как сюда могло попасть мое громкое кино «Шедевр». Жюри мне так и сказало: «Потому что у вас яркий фильм». Да, яркий. И этот фильм отражает меня на 100%.
Беседовал: Михаил Гиль