Пойми меня.

Пойми меня

Современная писательница Татьяна Толстая, хорошо знакомая нашим читателям по книгам «Кысь», «День», «Ночь» и многим другим, как-то назвала «самыми загадочными и непонятными на свете» кого бы выдумали? «Других людей». «Другие люди» — это кто угодно, кто «не я сам», и в этом числе даже самые близкие: дети, родители, муж, сестры, братья…

Как понять того, кто «не я»? Казалось бы, все просто — мы ведь люди одной страны, одной культуры, всё говорим на русском языке. Но, как оказывается, для понимания между людьми нужен еще общий «человеческий язык». И вот тут выясняется, что таких «языков» бесчисленное множество, и далеко не всегда «языки» родителей и взрослых детей совпадают. Сказывается очень многое: особенности характера и воспитания, жизненные приоритеты, которые в каждом возрасте — свои, настоящие условия жизни и включенность в социальную деятельность и многое, многое другое. В молодом возрасте (дети) наиболее важны: карьера, признание в среде сверстников, любовные отношения, поиск своего места в мире, возможность самореализации и самоутверждения, путешествия, встречи с друзьями. В пожилом возрасте (родители) на первый план выходят здоровье, спокойствие и уравновешенность жизни, устоявшиеся, проверенные временем связи с друзьями и близкими, необходимость в моральной и нередко материальной поддержке со стороны детей.


Взрослые дети живут в напряженном ритме — скорее всего они работают или учатся (а возможно, и то, и другое), а у их мамы — если пока нет внуков, свободного времени предостаточно. Конечно, непродуманную и обидную критику маминого вкуса и предпочтений в плане досуга (сериалов) нельзя оправдать недостатком времени и занятостью. Но, возможно, дети в чем-то копируют мать, которая точно так же, как они, не скупится «на похвалы» современным певцам и молодежной моде, — так поступает (что греха таить) большинство представительниц старшего поколения, мам и бабушек.

И все-таки родителям «выучить» язык своих взрослых детей, как и детям — язык старших, можно, было бы желание! И это не значит, что родители должны срочно осваивать молодежный «сленг» и надевать джинсы с заплатками, а дети — с утра до вечера просматривать советские фильмы 60-х годов (хотя не помешало бы, среди них есть немало «золотых» кинолент). Есть некоторые психологические приемы, которые помогут понять «другого человека». Например, поставить себя на его место. Звучит вроде так просто, но как нелегко бывает это сделать.

Большинство людей, став взрослыми, как будто бесследно забывают о том, что они были когда-то маленькими и беспомощными детьми, а затем — шумными неуклюжими подростками. Забывают навсегда, как бежали к любимому на свидание, надев новые «лодочки», в дождь и как часами дежурили под окном в надежде хотя бы мельком увидеть ее, единственную.

Мысленное возвращение в прошлое помогло бы взрослой женщине увидеть себя в молодости, и не рассмотрела бы она тогда в той, какой она была 25-30 лет назад, черты своей взрослой дочери? Возможно, также она критиковала когда-то свою мать и считала ее взгляды и увлечения «отсталыми». Помогут «вернуться в юность» старые фотографии, сувениры на полках, «заветные» шкатулки с письмами и реликвиями, хранящиеся в каждом доме. Кстати, такие «экскурсии» к родным корням очень помогли бы взрослым детям окунуться в атмосферу молодости их родителей, бабушек и дедушек.

Есть и еще один момент. Мама очень много трудилась для материального обеспечения своих детей, и, к сожалению, не оставалось ни сил, ни времени для душевного общения с ними, для нравственного воспитания. Сила характера, самостоятельность — конечно, хорошие и нужные качества для человека, но вот с тонкостью, теплотой, чувством такта у взрослых детей, как говорится, «не густо». И в этом отчасти есть и ее вина. Но опускать руки не стоит. «Молодость, — как говорил один известный сатирик, — это недостаток, который с возрастом проходит». С годами многие люди становятся терпимее и добрее, исчезают излишняя амбициозность и самолюбование, к некоторым приходит и мудрость. Учиться «языку друг друга» можно и нужно, главное — не отталкивать своих близких разборками и скандалами, ненужными упреками.

Понимание — процесс обоюдный, и стремиться к нему должны обе стороны, — так возникает взаимопонимание, и оно составит основу для дружбы. А что может быть лучше дружбы детей и родителей?

Похожие посты

Страхи у детей дошкольного возраста.

Aleksandr

Детские раскладушки, как сделать правильный выбор

Aleksandr

Эко-игрушки для малышей

Aleksandr

Оставить комментарий